Лилия Млинарич, президент Koktebel Jazz Festival: «В Черноморске третий год подряд наши переговоры с портом начинаются с месседжей «ну нам это неинтересно и/или зачем нам это вообще нужно?"
История Джаз Коктебель продолжается уже 16 лет. За это время фестивалю пришлось вынужденно менять локацию проведения. С 2016 года Koktebel Jazz Festival обрел новое место под солнцем – в Черноморске. Многие говорили, что наконец-то этот праздник музыки нашел второй дом. Но, как оказалось, наш город может потерять легендарное культурное событие – в 2019 году проведение фестиваля в Черноморске оказалось под вопросом. Подробнее об истории Джаз Коктебель, его традициях, условиях проведения и многом другом Черноморской информационной службе рассказала основательница и президент Koktebel Jazz Festival Лилия Млинарич.
- Koktebel Jazz Festival - уже стал легендарным музыкальным событием. А с чего и как все начиналось?
- Koktebel Jazz Festival организовали в 2003 году, чтобы помочь Дому-музею Максимилиана Волошина. Музей был в полуразрушенном состоянии, хранение коллекций не соответствовало никаким нормам. Это обычная европейская практика: хочешь сделать доброе дело (помочь музею) сделай ивент - привлеки внимание общественности, тогда более конструктивно можно сотрудничать с местными или центральными органами власти.
К 2006 году мы полностью сформировали Попечительский Совет Музея, а к 2008 закончили реконструкцию фасада и забора, купили специальные холодильники для хранения акварелей. В 2006 году нас попросили поучаствовать в эксперименте - перенести даты фестиваля с "высокого сезона- августа" на третьи выходные сентября, когда Коктебель был уже "пустой", то есть, так сказать, продлить сезон. Мы согласились попробовать и, внимание, поселковый совет (количество постоянных жителей в то время в Коктебеле составляло 3000) взял на себя поиск денег (фандрайзинг как теперь модно говорить), чтобы в пропорции 50:50 покрыть наши расходы. И сделал это вместе с местными предпринимателями. Мы вместе (!!!) с региональным сообществом решились впервые в чистом виде провести эксперимент - создать прецедент событийного туризма вне высокого сезона (все другие крымские известные фестивали проходили летом). И нам удалось - приехала именно наша публика.
Второй раз этот эксперимент подтвердился уже в Затоке, когда в середине сентября (11.09) 2014 года за нами в неизвестное нашей публике место приехало 7 тысяч человек. Ещё раз обращаю внимание - после переезда из Крыма в условиях необъявленной войны, в место, где курортный сезон обычно заканчивался 1 сентября, приехала наша публика.
- Почему проведение фестиваля в Черноморске в 2019 году оказалось под угрозой срыва?
- Потому что уже третий год подряд наши переговоры с портом начинаются с месседжей «ну нам это неинтересно и/или зачем нам это вообще нужно? только голову морочите "... плюс ко всему появились очень чёткие требования ко всем желающим получить грант на создание культурного продукта. И расплывчатая формулировка в договоре типа оказание услуг по проведению фестиваля требует очень чёткого обоснования.
За 16 лет своего существования Джаз Коктебель ни разу не получил денег от государства; это частная инициатива и нет никакой обязанности его проводить; и это очень большая Любовь моя и моих родных.
Многие в черноморских пабликах высказывают предположения - кто мы и зачем это нам... разрешите ответить. У меня и членов моей семьи нет бизнеса ни в Черноморске, ни в Одесской области, ни в Одессе. Я не принадлежу ни к какой политической силе, я не избиралась и не собираюсь избираться ни в парламент, ни даже в горсовет. Я не являюсь топовым государственным чиновником, а только представителем неравнодушных представителей формирующегося украинского гражданского общества, то есть многие социальные проекты веду как волонтер и/или благотворительно. Например, проект "Едем к детям" вместе со Славой Фроловой. Это помощь детским домам и интернатам в Мариуполе и Донецкой области - на контролируемой территории.
Мировая практика доказывает, что местные или государственные органы власти, как правило, поддерживают такие драйверы региональной экономики как фестивали. Потому что во всем мире подтверждён простой мультипликатор 1:4, то есть один доллар/евро/гривна, вложенный в бюджет подобных культурных мероприятий приносит на месте 4 денежных единицы местным предпринимателям и/или местному бюджету. Потому что туристы, приехав на специальное событие, где-то живут, как-то ездят (такси или общественный транспорт), что-то едят, что-то покупают в местных магазинах.
- Какие условия сегодня выдвигает порт "Черноморск" относительно аренды профилактория «Чайка»?
- Внимание, в том то и дело что эту базу нам в аренду сдать не могут. Б/о «Чайка» не эксплуатируется, а чтобы территорию сдать в аренду, ее надо привести в порядок (подключить воду и канализацию, прочистить сливы, привести в порядок и территорию и т. д.).
Нам оказывают некие услуги по организации фестиваля, как я уже упоминала… Но нет ни расшифровки, ни описания этих услуг, ни обоснования цены такой услуги. И мы не имеем права в таком случае тратить на это деньги из грантовых поступлений, так как просто не сможем пройти аудит, который обязателен при сдаче отчётов.
Если при аренде есть нормы и нормативы, и можно рассчитать что-то и обосновать, то в такой формулировке это просто договорная цена - и у порта простая позиция не нравится так мы вас и не ждём... В 2016 году с нас попросили 36 тыс. грн, в 2018 уже 116 тыс. грн, а электроэнергия, вода, вывоз мусора, реновация (восстановление сетей и освещения) делаем также за свой счёт. Мы приезжаем на неделю, но фестиваль проходит только 4 дня. Честно за 25-30 тыс. грн/день, я вполне могу снять площадку с инфраструктурой и охраной в Киеве или поблизости.
- К кому и куда обращались за помощью в данном вопросе? Идут ли на обратную связь местные власти Черноморска?
- Письма были направлены и в мэрию, и в областную администрацию. По опыту прошлого года нам дали понять, что город имеет слабое влияние на порт. Наш опыт сводится к тому, что мы каждый раз задействуем контакты "сверху" то Мининфраструктуры, то Кабмина, то Министерства информполитики. Сейчас только прошли выборы и политсилы начали готовиться к следующим, идут ротации чиновников, и даже в профильных ведомствах сложно найти контакты. Ответ на письмо ждём. Подготовили письмо на порт и надеемся, что наши друзья-черноморцы попытаются как-то улучшить качество диалога.
- Какие еще локации рассматриваете для проведения Koktebel Jazz Festival-2019?
- Морские! Есть чисто технические требования к площадкам, есть требования по логистике, есть важное, в нашем случае - готовность быть партнёром. Одесса предлагает посмотреть их возможности.
- Как Вы считаете есть ли у самих жителей Черноморска интерес к Koktebel Jazz Festival?
- По нашему опыту интерес местных жителей в возможности дополнительно заработать на туристах (как я уже и отмечала мы приводим за собой не обычных, а фестивальных туристов). Довольно часто мелькает в комментариях тема «бесплатного входа для местных жителей». Это вопрос к мэрии - если городские власти так хотят поддержать жителей города, то они просто финансируют и выступают соорганизатором специального события внутри фестиваля - Дня со свободным входом. Так делает Киев вместе с Atlas Weekend, Львов вместе с Leopolis Jazz Fest и другие.
Есть вопрос поддержки отдельных категорий посетителей - так уже много лет вход для людей с особыми потребностями бесплатный, кроме того каждый год мы отдавали по 100 абонементов в мэрию Черноморска, и два года пока джазовая сцена была в ДК, по 200 билетов на каждый вечер для распространения их среди людей заинтересованных, но небогатых. Как нам говорили в представители мэрии - особого ажиотажа не было… В результате наши волонтёры бегали по городу и зазывали всех желающих.
С другой стороны: хотя вечер открытия в прошлом году (с Олегом Скрипкой и НАОНИ, ДахДотерс и ONUKA) стоил 150 гривен, условно по 50 грн за полноценный концерт каждого из трёх талантливых проектов. Дорого ли это? Ну слушайте, пиво на городском пляже дороже, и мы специально отслеживали черноморцев - их пришло всего 200 человек. Ещё раз повторюсь - бесплатный вход и на Porto Franko, и на с Atlas Weekend был обеспечен прямым перечислением денег на счёт фестивалей. В Ивано-Франковске мэрия и областная администрация перечислили 5 млн грн, а Киев - Атласу 2,7 млн грн за один день - День украинской музыки.
Все фестивали в Украине (утверждаю это и как эксперт, и как член Наблюдательного Совета Украинского Института и Гогольфест) это или социальное предпринимательство, или гуманитарные проекты от влюблённых во что-то (идею, стиль, вид творчества) людей. Наша большая Любовь - новая украинская музыка и не только джаз.
ФОТО: facebook Lily Mlinarich, Алексей Тишевский.
Подписывайся на "ЧИС" в Facebook, чтобы быть в курсе главных новостей Черноморска.
- Koktebel Jazz Festival организовали в 2003 году, чтобы помочь Дому-музею Максимилиана Волошина. Музей был в полуразрушенном состоянии, хранение коллекций не соответствовало никаким нормам. Это обычная европейская практика: хочешь сделать доброе дело (помочь музею) сделай ивент - привлеки внимание общественности, тогда более конструктивно можно сотрудничать с местными или центральными органами власти.
К 2006 году мы полностью сформировали Попечительский Совет Музея, а к 2008 закончили реконструкцию фасада и забора, купили специальные холодильники для хранения акварелей. В 2006 году нас попросили поучаствовать в эксперименте - перенести даты фестиваля с "высокого сезона- августа" на третьи выходные сентября, когда Коктебель был уже "пустой", то есть, так сказать, продлить сезон. Мы согласились попробовать и, внимание, поселковый совет (количество постоянных жителей в то время в Коктебеле составляло 3000) взял на себя поиск денег (фандрайзинг как теперь модно говорить), чтобы в пропорции 50:50 покрыть наши расходы. И сделал это вместе с местными предпринимателями. Мы вместе (!!!) с региональным сообществом решились впервые в чистом виде провести эксперимент - создать прецедент событийного туризма вне высокого сезона (все другие крымские известные фестивали проходили летом). И нам удалось - приехала именно наша публика.
Второй раз этот эксперимент подтвердился уже в Затоке, когда в середине сентября (11.09) 2014 года за нами в неизвестное нашей публике место приехало 7 тысяч человек. Ещё раз обращаю внимание - после переезда из Крыма в условиях необъявленной войны, в место, где курортный сезон обычно заканчивался 1 сентября, приехала наша публика.
- Почему проведение фестиваля в Черноморске в 2019 году оказалось под угрозой срыва?
- Потому что уже третий год подряд наши переговоры с портом начинаются с месседжей «ну нам это неинтересно и/или зачем нам это вообще нужно? только голову морочите "... плюс ко всему появились очень чёткие требования ко всем желающим получить грант на создание культурного продукта. И расплывчатая формулировка в договоре типа оказание услуг по проведению фестиваля требует очень чёткого обоснования.
За 16 лет своего существования Джаз Коктебель ни разу не получил денег от государства; это частная инициатива и нет никакой обязанности его проводить; и это очень большая Любовь моя и моих родных.
Многие в черноморских пабликах высказывают предположения - кто мы и зачем это нам... разрешите ответить. У меня и членов моей семьи нет бизнеса ни в Черноморске, ни в Одесской области, ни в Одессе. Я не принадлежу ни к какой политической силе, я не избиралась и не собираюсь избираться ни в парламент, ни даже в горсовет. Я не являюсь топовым государственным чиновником, а только представителем неравнодушных представителей формирующегося украинского гражданского общества, то есть многие социальные проекты веду как волонтер и/или благотворительно. Например, проект "Едем к детям" вместе со Славой Фроловой. Это помощь детским домам и интернатам в Мариуполе и Донецкой области - на контролируемой территории.
Мировая практика доказывает, что местные или государственные органы власти, как правило, поддерживают такие драйверы региональной экономики как фестивали. Потому что во всем мире подтверждён простой мультипликатор 1:4, то есть один доллар/евро/гривна, вложенный в бюджет подобных культурных мероприятий приносит на месте 4 денежных единицы местным предпринимателям и/или местному бюджету. Потому что туристы, приехав на специальное событие, где-то живут, как-то ездят (такси или общественный транспорт), что-то едят, что-то покупают в местных магазинах.
- Какие условия сегодня выдвигает порт "Черноморск" относительно аренды профилактория «Чайка»?
- Внимание, в том то и дело что эту базу нам в аренду сдать не могут. Б/о «Чайка» не эксплуатируется, а чтобы территорию сдать в аренду, ее надо привести в порядок (подключить воду и канализацию, прочистить сливы, привести в порядок и территорию и т. д.).
Нам оказывают некие услуги по организации фестиваля, как я уже упоминала… Но нет ни расшифровки, ни описания этих услуг, ни обоснования цены такой услуги. И мы не имеем права в таком случае тратить на это деньги из грантовых поступлений, так как просто не сможем пройти аудит, который обязателен при сдаче отчётов.
Если при аренде есть нормы и нормативы, и можно рассчитать что-то и обосновать, то в такой формулировке это просто договорная цена - и у порта простая позиция не нравится так мы вас и не ждём... В 2016 году с нас попросили 36 тыс. грн, в 2018 уже 116 тыс. грн, а электроэнергия, вода, вывоз мусора, реновация (восстановление сетей и освещения) делаем также за свой счёт. Мы приезжаем на неделю, но фестиваль проходит только 4 дня. Честно за 25-30 тыс. грн/день, я вполне могу снять площадку с инфраструктурой и охраной в Киеве или поблизости.
- К кому и куда обращались за помощью в данном вопросе? Идут ли на обратную связь местные власти Черноморска?
- Письма были направлены и в мэрию, и в областную администрацию. По опыту прошлого года нам дали понять, что город имеет слабое влияние на порт. Наш опыт сводится к тому, что мы каждый раз задействуем контакты "сверху" то Мининфраструктуры, то Кабмина, то Министерства информполитики. Сейчас только прошли выборы и политсилы начали готовиться к следующим, идут ротации чиновников, и даже в профильных ведомствах сложно найти контакты. Ответ на письмо ждём. Подготовили письмо на порт и надеемся, что наши друзья-черноморцы попытаются как-то улучшить качество диалога.
- Какие еще локации рассматриваете для проведения Koktebel Jazz Festival-2019?
- Морские! Есть чисто технические требования к площадкам, есть требования по логистике, есть важное, в нашем случае - готовность быть партнёром. Одесса предлагает посмотреть их возможности.
- Как Вы считаете есть ли у самих жителей Черноморска интерес к Koktebel Jazz Festival?
- По нашему опыту интерес местных жителей в возможности дополнительно заработать на туристах (как я уже и отмечала мы приводим за собой не обычных, а фестивальных туристов). Довольно часто мелькает в комментариях тема «бесплатного входа для местных жителей». Это вопрос к мэрии - если городские власти так хотят поддержать жителей города, то они просто финансируют и выступают соорганизатором специального события внутри фестиваля - Дня со свободным входом. Так делает Киев вместе с Atlas Weekend, Львов вместе с Leopolis Jazz Fest и другие.
Есть вопрос поддержки отдельных категорий посетителей - так уже много лет вход для людей с особыми потребностями бесплатный, кроме того каждый год мы отдавали по 100 абонементов в мэрию Черноморска, и два года пока джазовая сцена была в ДК, по 200 билетов на каждый вечер для распространения их среди людей заинтересованных, но небогатых. Как нам говорили в представители мэрии - особого ажиотажа не было… В результате наши волонтёры бегали по городу и зазывали всех желающих.
С другой стороны: хотя вечер открытия в прошлом году (с Олегом Скрипкой и НАОНИ, ДахДотерс и ONUKA) стоил 150 гривен, условно по 50 грн за полноценный концерт каждого из трёх талантливых проектов. Дорого ли это? Ну слушайте, пиво на городском пляже дороже, и мы специально отслеживали черноморцев - их пришло всего 200 человек. Ещё раз повторюсь - бесплатный вход и на Porto Franko, и на с Atlas Weekend был обеспечен прямым перечислением денег на счёт фестивалей. В Ивано-Франковске мэрия и областная администрация перечислили 5 млн грн, а Киев - Атласу 2,7 млн грн за один день - День украинской музыки.
Все фестивали в Украине (утверждаю это и как эксперт, и как член Наблюдательного Совета Украинского Института и Гогольфест) это или социальное предпринимательство, или гуманитарные проекты от влюблённых во что-то (идею, стиль, вид творчества) людей. Наша большая Любовь - новая украинская музыка и не только джаз.
ФОТО: facebook Lily Mlinarich, Алексей Тишевский.
Подписывайся на "ЧИС" в Facebook, чтобы быть в курсе главных новостей Черноморска.